ВИЗУАЛ

- Во время кормления грудью ребенок не закатывает глаза, а рассматривает лицо матери
- Когда хочет что-то выразить, использует жесты, а не звуки
- Рано начал тянуться за предметами
- Ему нравится обследовать руками маленькие предметы
- Играет тихо
- Поздно начал лепетать, вообще молчалив
- Любит подвешенные игрушки, яркие цвета, движения
- Нравятся игры "Ладушки" и "Прятки"
- С удовольствием смотрит, когда ему строят рожицы
- Рано начинает рассматривать книжки с картинками

- Может подолгу играть с конструктором, пирамидкой, игрушками с рычажками и кнопками
- Любит смотреть на себя в зеркало, корчить рожицы
- Во время игры ему нравится наблюдать за своими руками
- Успокаивается при виде знакомого лица или игрушки
- Его легко отвлечь сменой обстановки
- Незнакомые лица или предметы вызывают у него беспокойство
- Слушает неохотно и недолго
- Малоподвижен
- Быстро запоминает цвет, форму, размеры
- С удовольствием рисует
- Любит вырезать
- Играет в видеоигры
- Любит мультфильмы

АУДИАЛ

- Начал рано лепетать, вообще любит "поговорить"
- Легко следует инструкциям
- Издавая звуки, использует различные интонации
- Пытается подражать звукам речи
- Вспыльчив
- Ему нравятся погремушки и шумные игры
- Любит кукольные представления, стихи, песни, сказки, колыбельные
- Всегда прислушивается к разговорам
- Старается извлечь из игрушки какие-нибудь звуки
- Поздно научился сидеть, но при этом много лепетал
- Больше любит "поговорить", чем подвигаться
- Предпочитает шумящие и поющие звуки
- Успокаивается, заслышав знакомый голос или музыку
- Его можно отвлечь, если предложить ксилофон или детское пианино
- Щелкает языком, чмокает губами
- Пытается привлечь к себе внимание с помощью звуков уже с трех месяцев
- Любит разговаривать по игрушечному телефону
- С удовольствием стучит крышками кастрюль
- Очень чутко спит, просыпаясь от любых громких звуков
- У него не слишком хорошо развита координация движений
- Любит играть в игры, связанные с отгадыванием слов
- Подражает интонациям и звукам
- Любит составлять рассказы, используя в речи сложносоставные предложения

КИНЕСТЕТИК

- Качает головой, когда нужно говорить "нет", предпочитает жесты словам
- Импульсивно хватает игрушки и предметы
- Редко лепечет
- Обожает, когда его возят в коляске, когда подбрасывают и щекочут
- Любит, когда его держат на руках или баюкают
- Часто стучит по кроватке
- Обожает динамическую гимнастику
- Ему нравится, когда его возят на велосипеде, когда он в "прыгунках"
- Очень активен
- Рано научился переворачиваться, сидеть, ползать и т. д.
- Ему нравится катать игрушки
- Его можно успокоить массажем
- Любит купаться
- Выгибает спину, когда его что-то беспокоит
- Любит играть со своими руками и ногами
- Часто берет в рот различные предметы
- Во время еды ему нравится двигаться
- Бесстрашен
- Любит физически активные игры
- Обожает прыгать на коленях у родителей
- Рано начинает различать и запоминать запахи
- Любит танцевать
- Активно занимается спортом

К какой бы группе ни принадлежал ваш малыш, но к году у него уже должны быть десять и более проявлений одного основного типа и некоторое количество в других, дополнительных, типах. Подсчитав результаты, вы сможете понять, с помощью какого канала малыш лучше воспринимает все новое, т.е. его ведущую модальность. 

--------------------------------------------------------------------------------
ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Яркость
Расстояние
Местоположение
Размеры
Двухмерный
Трехмерный
Цвет

Примеры слов, употребляемых для передачи визуальных образов: посмотрите, отражаются, выглядят, ясно, блестящий, красочный, вид, цвет и т.д.

АУДИАЛЬНАЯ
Громкость
Местоположение источника звука
Тональность
Направление звука
Темп
Резонанс
Продолжительность

Примеры слов: звучит, расскажите, слышится, громко, шумно, звонко, звенящий, эхо и т.д.

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
Интенсивность
Текстура
Давление
Вес
Температура
Гладкость

Примеры слов: чувствую, переживаю, тепло, сильно, вкус, ощущение и т.д.