Краткая психолого- педагогическая характеристика группы.(из моего опыта работы)

В группе  1 класса 6 человек. 3 девочки и 3 мальчика.

* Дубовиков Сергей Стефанович – 11.10.1997 года рождения.
* Бондарева Татьяна Сергеевна    _ 12.04.1999 года р.
* Белоусова Ольга Валерьевна      _ 2.09.1998 года р.
* Дорохова Дарья Федоровна        _ 26.11.1998 года р.
*Кварацхелия Владислав Рафаиелович _ 27.01.1998 года р.
* Щелкунов Владимир Вячеславович   _ 16.07.1997 года р.

Основной состав класса  сохранился с дошкольной группы детского дома.Все были зачислены в 1 класс на основании результатов психолого- педагогического тестирования и собеседования.

Схема формирования воспитательной системы группы.
                             Руководство и организация коллектива.
Организационное ядро коллектива.
Организаторами и активными участниками общественной жизни группы, а также групповых мероприятий являются
   
             Дорохова Даша
             Дубовиков Сергей
              Бондарева Таня
             Щелкунов Вова

Главной целью воспитательной работы считаю - создание здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Упор на развитие 5 потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического. Приоритетными считаю нравственный и коммуникативный потенциалы, т.к. это дети особые.
Социальная ситуация развития в условиях интернатного учреждения без родительской опеки, круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность и прочее, нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие личности ребенка, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняет осознание себя как личности.
Дети в классе стали более дружны, работоспособные, внимательны, любознательны.
Но более слабым звеном в их развитии является эмоционально-волевая сфера. Для большинства характерны отклонения в эмоционально-чувственном развитии, а именно неадекватная реакция на замечание, на оценку, на неуспех, заниженная или завышенная самооценка, неспособность к волевому усилию, неумение понять и принять другого человека и др.
Оля Б. - очень добрая, тонкая девочка, послушная, легко ранима. Самооценка занижена.
Даша Д. - очень добрая, трудолюбивая, улыбчивая, ласковая, очень коммуникабельная, самая благополучная в развитии ЭВС.
Владик К. – не способен к волевому усилию, любое затруднение, ошибка вызывает бурную реакцию (кричит, плачет, отказывается работать, сидит под партой и др). Хочет всегда и во всем быть первым, не прикладывая усилий. Обижает других детей. Но быстро отходит, понимает, что поступил плохо, просит прощения, но через некоторое время все повторяется.
Таня Б. – веселая, добрая девочка, не всегда старательна и исполнительна, постоянные спады и подъемы работоспособности.
Вова Щ. – очень обидчив, ленив, не всегда старателен. Стал значительно добрее, более спокоен, меньше капризничает. Не хватает терпения хорошо довести начатое дело до конца.
Сережа Д.- ленив, не всегда старателен. Стал значительно добрее, более спокоен, меньше капризничает. Не хватает терпения хорошо довести начатое дело до конца.
В дальнейшем необходимо продолжать работу по нравственному и коммуникативному потенциалу развития личности (развитие ЭВС). Это приоритетные направления. Уделять должное внимание развитию и других потенциалов личности (познавательного, физического и художественного). Вообщем, развитие личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Мое кредо:
- принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;
- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;
- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, воздержание, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Главная задача педагога – выявление и эффективное их использование. Необходимо научить детей учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Цель воспитательной системы класса:
- развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи:
• Содействовать развитию эмоционально-волевой сферы детей, формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни;
• Способствовать формированию ценностного отношения к природе, как общему дому человечества;
• Приобщать к истории и культуре Отечества, знакомить с обычаями и традициями наших предков, изучать историю родного края (п.Борисовка, школы-интерната);
• Развивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие через конкретные дела.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – воспитатели – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
• много знать – престижно;
• помогать друг другу – нормально;
• жить в неуютной обстановке – нельзя;
• не делать другим того, чего не желаешь себе;
• творить для других добро, если для этого есть возможности.
Для более целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного процесса можно использовать такие показатели:
• внешний облик человека – воспитанника;
• физическое и психическое развитие детей;
• их поведение;
• качественность разнообразной деятельности учащихся;
• способности и самочувствие детей;
• ценностные предпочтения;
• отношение ребенка к своему «Я»;
• проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
• сформированность классного коллектива;
• сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника.
5 потенциалов личности младшего школьника:
1. нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащихся таких ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
2. познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному труду, устойчивый интерес к познанию;
3. коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированию первичных навыков саморегуляции;
4. художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства, к элементам русской народной культуры;
5. физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы воспитанники отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты.

Психотренинги. Развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.
Атмосфера доверия и дружеское расположение к воспитаннику дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами, а так же узнать и открыть для себя ребенка
Формы работы:
1. Беседы, направленные на знакомство с различными и волшебными средствами понимания
2. Словесные, подвижные и релаксационные упражнения
3. Рисование
4. Проигрывание психогимнастических упражнений
5. Анализ и инсценировка различных психологических этюдов

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Проанализировать занятость детей в кружке.
2. Индивидуальная работа по коррекции поведения Владика К.., Вовы Щ.
3. Оказание помощи учащимся в выполнении ими своих обязанностей
4. Проведение индивидуальных занятий школьного психолога с Олей Б.,Вовой Щ.
        Владика К.
5. Индивидуальные собеседования с учащимися по вопросам:
• итоги успеваемости;
• бережное отношение к школьному и личному имуществу;
• соблюдение правил личной гигиены;
• соблюдение режима дня
7. Творческие задания Тане Б. по подготовке и проведению коллективных дел в классе.

Динамика развития познавательной сферы прослеживается в общих результатах:
Уровни Восприятие Внимание Мелкая моторика
Начало года Середина года Начало года Середина года    Начало года Начало 3 четв.
В - 2 (28%) - -    - 1 (14%)
вС - 2 (42%) - -    - 1 (28%)
С 1 (14%) - - 1(14%)    1(14%) 2(28%)
нС 1(14%) 1(14%) 1(14%) -    1(14%) 2(28%)
Н 3(58%) 1(14%) - 5(72%)    2-3(42%) -
оН 1(14%) - 5(86%) -    2-3(42%) -
В – высокий: С - средний: Н - низкий уровень
вС - выше среднего: нС - ниже среднего: оН - очень низкий уровень
В 3 четверти 1 класса  мною была проведена  диагностика («Тест школьной зрелости», Тест Лосевой, Тест «Исследование детского самосознания» ). (Приложение № 2) («Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка» Москва, 1997;  Моя семья», «Несуществующее животное», «Дневник эмоционального состояния», )
Мною намечена дальнейшая стратегия коррекционной работы с данной группой детей.
Поскольку усвоение программного материала у этих детей имеет существенную трудность в личностных проблемах их, выбрано приоритетное направление дальнейшей работы: коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
А именно:
• коррекция заниженной самооценки и тревожности;
• формирование мотивации достижения;
• формирование базового запаса поведенческих алгоритмов в стрессовых ситуациях;
• коррекция страхов;
• развитие коммуникативных навыков (увеличить одновременные общие задания с акцентом на распределение функций участников и подчеркиванием, что без совместных усилий успех дела невозможен);
• развитие толерантности.