Соционика плюс.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Соционика плюс. » Педагогическая копилка. » Развитие моторики рук.


Развитие моторики рук.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Ладошки множества детей сердца согреют всех людей

Тайны целебной природы открываем мы день ото дня…

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Речь (особенно детская) – это сложная психо-физиологическая функция и развитие ее зависит от многих моментов.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка.
В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире.
Различают два вида кожных ощущений - тактильные (ощущения прикосновений) и температурные (ощущения тепла и холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, которые дают ощущения прикосновений, тепла и холода. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражения неодинаковы. Прикосновение больше всего ощущается на кончиках пальцев. Своеобразный вид кожных ощущений - вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами.
Ученые-исследователи утверждают, что мозг получает информацию как от внешнего мира, так и от самого организма через анализаторы. Анализаторы бывают внешние и внутренние. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях.
Своеобразное положение занимает двигательный анализатор – рецепторы, которые находятся в мышцах и дают информацию о сокращении мышц тела ребенка, а также сигнализируют о некоторых свойствах предметов внешнего мира (через ощупывание, осязание их рукой).
Деятельность анализаторов и двигательная деятельность живого организма составляют неразрывное единство. Организм воспринимает сведения о состоянии и об изменениях в окружающей среде. На основании этих сведений формируется биологически целесообразная деятельность организма.
Двигательные и кинестетические ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о положении частей нашего тела, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся на мышцы языка.
В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (например, сосновые шишки). Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие, то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Массаж представляет собой лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая тканям или отдельным органам в виде трения, давления и толчков различными, методически проводимыми специальными приемами. Массаж оказывает не только местное, но и общее рефлекторное влияние.
Массаж возник в глубокой древности. Слово “массаж” происходит от греческого слова “masso” (по другим версиям от арабского слова “mass” или латинского - “massa”) и означает “касаться”, “сжимать руками”, “месить”, “мять”, “поглаживать”. Из глубины веков до нас дошло описание лечебных методик массажа. Механизмы, на которых основано его действие, вызывают благоприятные изменения в органах и в системах органов, в том числе в нервных и мышечных тканях, которые играют главную роль в артикуляции связной речи.
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями (японский лечебный массаж) – это оригинальный способ сохранения здоровья, разработанный автором Иосиро Цуцуми в результате многолетних научно-практических работ на основе системы меридианов и расположенных на них активных точек, полученных на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. В восточной медицине особое значение придается жизнедеятельности и физической силе. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями направлена на полноценное проявление жизнеспособности организма.
Непрерывное осуществление предлагаемой автором “методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями” непременно приведет к реагированию внутренних органов (ритмичному ровному дыханию) и проявлению заметного положительного воздействия на детский организм, если его выполнять не менее трех раз в день в течение полугода.
“Кончики пальцев - есть второй головной мозг”. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать… Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
Физиологи в исследовательских работах установили: поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для немых служат средством общения вместо языка, а для слепых - средством восприятия вместо глаз. Великий немецкий философ И. Кант писал: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”.
Лечебный массаж является дополнительным инструментом и средством работы педагогов по формированию речевых способностей детей. Технология лечебного массажа в дошкольных образовательных учреждениях включает несколько важных последовательных этапов:
1. Знакомство детей с руками:
5 занятий
• кисть;
• ладонь;
• тыльная сторона руки.
10 занятий
пальцы:
• большой;
• указательный;
• средний;
• безымянный;
• мизинец.
2. Игровая деятельность.
С использованием авторских стихов Л.К.Гурьяновой из серии “Пальчики-помощники”, помогающих формировать наглядно-образное мышление ребенка. (10 занятий):
ПАЛЬЧИКИ – ПОМОЩНИКИ
Мои пальчики гибки,
Рады и довольны,
Потому что все они
Как гимнасты стройны.
Пальцы дружат меж собой,
Помогая в деле.
Ты их разминай порой -
Здоровье будет в теле.
Каждый палец свою роль
Исполнять обязан,
Если ленятся порой
Ты как будто связан.
В пальцах ручку держим мы,
Ложку или вилку.
В это время все они
Выгибают спинку.
Если держишь ты в руках
Что-то непонятое,
Пальцы могут подсказать:
Гладкое, шершавое,
Скользкое, тягучее,
Твердое и мягкое,
Пушистое, колючее,
Горячее, холодное,
Чистое и пыльное,
Мокрое, сухое,
Короткое и длинное.
Очень интересно
Пальчиков умение:
Запоминать предметы
В одно прикосновение.
ВЗГЛЯНИ НА ПАЛЬЧИКИ СВОИ...
Взгляни на пальчики свои
И отгадай загадку:
Каким профессиям они
Учились по порядку.
Большой - силач, наверняка
На повара учился.
Такой большой, как повара,
В богатыри годился.
А указательный, смотри,
Наверное, учитель.
Он всем указывал всегда –
Почти руководитель.
Средний палец, как спортсмен,
Длинный, сильный, нужен всем.
Он всем пальцам остальным
Ну, ни чем не заменим.
Безымянный молодец,
Покровитель он колец,
Он юрист и адвокат,
Пальцам старшим просто брат.
И мизинец - меньше всех.
Создан он не для помех.
Может быть учёный он:
Силой-то не наделён.
В общем, братья хороши
И живут чудесно,
Поиграй-ка с ними ты,
Будет интересно.
МОИ ПАЛЬЧИКИ - МУЗЫКАНТЫ...
Мои пальчики – музыканты
У них открылись таланты.
Я могу вам сыграть, что угодно,
Даже то, что уже и не модно.
Я сажусь играть за пианино,
И из музыки рисуется картина,
Мои пальцы нотною палитрой
Овладевают музыкой нехитрой,
Нотной азбуке пальцы учились
И со струн ритмы сносились.
Я сыграю вам ноту любую,
Любым пальцем и даже вслепую.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Пальцы в танце, их спроси,
Какую клавишу нажать.
Им это очень просто знать.
* * *
Есть пальцы музыканты,
Они всегда галантны.
Художники, аптекари,
Литейщики и пекари
У каждого порядок,
У каждого резон,
И каждый в своё дело
Искренне влюблён.
Один замесит тесто,
Другой металл зальёт,
Ещё один лекарство
От боли подберёт.
Художников же пальцы
Орудуют кистями,
Картины вырисовывая
Целыми холстами.
А пальцы музыкантов –
Изящество какое –
На клавишах играют,
На струнах, всей рукою.
3. Адаптированный японский лечебный массаж.
Проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Желательно заниматься с детьми в течение года, начиная со средней группы второго полугодия, это способствует успешному целенаправленному развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей.
Рекомендуются следующие упражнения для раздражения активных точек воздействия на мышцы пальцев.
1. Сохранение пальцев рук.
Упражнение 1.
Обе руки поднимаются в стороны до уровня плеч и примерно 5–10 раз машут кистями. Затем дети массируют каждый палец отдельно пальцами другой руки. Массируют палец, поворачивая обе кисти и как бы ввинчивая со стороны его кончика в сторону его основания.
Упражнение 2.
Нажимают и раздражают безымянный палец пальцами другой руки (5 раз, 7 раз, до 10 раз). Кроме безымянного пальца раздражают также остальные пальцы, каждый 3-5 раз. Если Вы, уважаемые взрослые, приобретете привычку и привьете вашим детям каждый день по утрам и вечерам делать эти упражнения, то это один из способов, чтобы пальцы детей были нежными, послушными и здоровыми.
2. Сохранение душевного спокойствия.
Примечание: раздражать точки до концентрации внимания.
Упражнение 1.
Большой палец руки относится к пальцу дыхательной системы. Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 3-5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении делают вдох. Упражнение выполняется спокойно, не торопясь. Потом делают то же на правой руке.
Упражнение 2.
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, связанным с сердечнососудистой системой. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, делают вдох. Повторять 3-5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами усиливает эффект. Упражнение помогает также в точном запоминании важных вещей.
3. Пальцевые упражнения повышают жизнеспособность, память, сосредоточенность, внимательность.
Упражнение 1.
Складываются указательный и большой пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 8-10 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого остального пальца (для каждой руки 3-5-10 раз).
Упражнение 2.
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 5-7-10 раз. Не забывайте делать вдох через рот при каждой смене рук.
4. Массаж “Дары природы”.
Создание среды в детском саду по “Дарам природы”.
1. По авторскому проекту в детском саду оборудован уголок "Дары природы" (рис. 1), где на столе стоят корзины, а в них находятся природный материал для массажей:
сосновые шишки, кедровые шишки, еловые шишки, грецкий орех, орех "Фундук", кедровые орехи.
Затем располагается более мелкий и нежный материал:
бобы, фасоль, горох, семечки (подсолнуха, тыквы, кабачка), зерно, овёс, крупа (гречка, пшено, манка), сухие листья сибирской яблони (они наиболее удобны в работе), перья птиц.
2. Перед тем, как заниматься массажем в речевой группе, логопед совместно с воспитателями проводят цикл познавательных занятий по перечисленному материалу и обогащают словарь детей в течение двух месяцев по "Дарам природы"/сентябрь-октябрь/.
3. Подбор упражнений ведётся инструктором по физкультуре для развития физической силы мышц всего тела, рук и тонкой моторики /в течение всего года/, учитывая состояние здоровья детей.
4. Для эффективной коррекционной работы японский массаж проводится не только в детском саду, но и дома родители занимаются с детьми. В детском саду японский массаж можно проводить во время гимнастики, перед занятиями, на занятиях вместо физ. минуток, во время динамического часа.
5. Массаж с природным материалом более мелким и мягким, воспитатели совместно с логопедом проводят во вторую половину дня после сна, распределяя детей по подгруппам.
6. Массаж с "Дарами природы" проводят в течение всего учебного года, поддерживая интерес детей стихами, эмоциональным проговариванием, выполняя различные движения.
Массаж с дарами природы..
Упражнение 1. Сосновая шишка.
1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.
2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях
/длительность 3 минуты /.
3. Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.
Упражнение 2. Еловая шишка.
1. Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
2. Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.
3. Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
Упражнение 3.
Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.
Упражнение 4.
Сосновые, еловые и кедровые шишки перекатить по тарелке круглой, затем квадратной, тарелки разной тяжести и из разного материала (пластмассовые, глиняные, картонные). Катать по кругу слева направо, сверху вниз. Сначала по одной, затем по две, три /длительность до 3-х минут/.
Подбрасывание шишек на тарелке /длительность 2 минуты/.
Упражнение 5. (Рис.3.) Орехи фундук.
1. Насыпать горсть орехов на поднос, катать ладонями и тыльной стороной кисти рук.
2. Пересыпать горсточку орехов из одной руки в другую /длительность 1 минута/.
Упражнение 6. (Рис. 4.) Бобы, фасоль, горох, семечки, зерно пшеницы, овес, крупа (гречка, пшено, манка).
С этими “Дарами природы” делать различные вращательные движения: сжатие в кулачки, пересыпание с одной руки в другую, перемешивание различными вращательными движениями в корзинах /длительность движений на каждый вид по минуте/.
Упражнение 7. Упражнение с перьями птиц.
1. Водить пером по поверхности ладони и тыльной стороне рук /длительность 3 минуты/.
2. Протягивание пера между пальцами /длительность 1-2 минуты/.
3. Вытягивание перьев из кулачка /длительность 1-2 минуты/.
Весь материал расположен в речевой группе, эстетически оформлен и доступен ребенку.
Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом придает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает как в сельской местности, так и в городской. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, но реальный мир малыша, организованный взрослыми, для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению.
Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

0

2

Этот вид работы выполняется тоже ежедневно по одному виду деятельности.

Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем разверните салфетку и полюбуйтесь “кружевным” узором.
“Футбол”. Каждым пальцем поочередно отстреливать шарик на ниточке.
Сделайте вид, что случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь Вам нанизать бусы на нитку в определенном порядке, чередуя из по форме, цвету или величине.
Работа с пластилином. Скатать шарики. Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т. д. Вылепить змею. Украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. Змея сворачивается в кольцо.
Игры с кольцами. Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак). Нанизать колечки на веревку, на шнурок. Предложите повторить за Вами такие действия:
Три кольца укладываются на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: “Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно - снизу”.

Три кольца (пять) укладываются горизонтально. “Одно колечко – в середине, одно – слева, одно – справа”.

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

Поместите на небольшом расстоянии друг от друга пять колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно “прошагали” по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду.
Маленький коврик можно соткать из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочередно сверху, снизу, сверху, снизу. “Мастер” будет очень горд, если сможет подарить Вам такую салфетку или подставку под горячее.
Из пуговиц можно выложить красивый узор. А затем нанизать их на нитку или веревку.
Узоры из спичек. К 4 годам ребенок может выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша.
Игры с пальчиками. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, перетянуть пальцами поочередно Ваши пальцы. Поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

Если эти упражнения освоены, можно добавить к ним комплекс для формирования правильного произношения определенного звука.

0

3

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования

Проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо.
Тем не менее воспитателям не стоит брать на себя задачу школы - учить детей писать. В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.
Решению проблемы способствует ручной труд. Вязание, вышивание, вырезание развивают мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно.
Что же может помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетиче-
ского, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка?
Опыт предыдущих лет и анализ нашей работы показали, что наиболее эффективно это делает декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Как же можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач, помимо подготовки руки к письму?
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.
Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.
Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, - это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных). Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.
Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.
Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.
Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада: на веранде, в музыкальном зале, холлах.
Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубоко и эмоционально воспринимать декоративный узор.

0

4

Подготовка руки ребенка-дошкольника к письму

Тема: “Путешествие в зимний лес”
Программное содержание:
– познакомить детей с новым видом штриховки;
– развивать зрительное и слуховое внимание;
– учить детей обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаша от бумаги;
– закрепить гигиенические правила письма;
– развитие мелкой моторики пальцев рук;
– развивать навыки учебной деятельности.
Словарная работа: снег, снеговик, снежинка, снегурочка, метель, снегопад, штриховка.
Материал: цветные мелки, проволочки на каждого ребёнка, карточки для каждого ребёнка, цветные спички, обои, доска большого формата, кружки разного размера (2 больших, 3 маленьких) на каждого ребёнка, мяч, образцы зрительного и слухового диктанта.
Ход занятия
Организационный момент- Игра с мячом “Назови снежные слова (снег, снеговик, снежинка, снегурочка)”
Приглашаю вас, ребята, на прогулку в сказочный зимний лес…Мы не просто будем гулять - поиграем в соревнования, а чтобы не замерзнуть, разогреем-ка наши пальчики! (Пальчиковая гимнастика):
Раз, два, три, четыре, пять (Загибание пальцев поочередно на правой руке)
Будем пальчики считать:
Крепкие дружные, (Ритмичное сжимание и разжимание правого кулачка)
Вот такие нужные
На другой руке опять (Загибание пальцев на левой руке)
Раз, два, три, четыре, пять
Крепкие, дружные (Ритмичное сжимание и разжимание левого кулачка)
Вот такие нужные.
А теперь, будьте внимательны! Соревнования начинаются!
ЗАДАНИЕ № 1 “Обведи рисунок” “рис.1”
Нужно провести, не отрывая карандаш от бумаги, по линиям путь от детского сада до леса. Уточняю, как нужно держать карандаш: свободно в трех пальцах – указательный свободно поднимаем, выполняем движение по показу:
– круговое
– назад-вперед
– рисование в воздухе волнистых линий, прямых.
Задание: поставьте карандаш на начало линии-дороги.
Установка для детей: работать должны в одном темпе, вместе начать и вместе закончить.
Внимание: начали.
Самостоятельная работа детей по заданию.
Контроль за посадкой детей (предлагаю детям заканчивать работу, закончили работу).
Упражнение на расслабление пальцев рук:
Установка: - поставьте карандаш на начало линии (дороги), работать в одном темпе: вместе начинать, вместе заканчивать…Самостоятельная работа детей.
ЗАДАНИЕ № 2 “Зрительный диктант “Снежинки” “рис.2”
* Снежинки сделаем из волшебных палочек (рассматривание образца)
Самостоятельная работа детей.
Анализ выполненного задания – сравнение снежинок.
ЗАДАНИЕ № 3 “Штриховка”, “рис. 3”
* Как называется сильный ветер со снегом? (метель)
ИГРА на внимание “Четвертый лишний”.(3 картинки с метелью, 1 – со снегопадом).
Цель – найди лишнюю картинку и объясни, почему так думаешь.
ИГРА “Найди нужную штриховку”.
Цель – рассматривание образцов штриховки и выбор нужной.
Обобщение – можно нарисовать метель (показ образца).
ЗАДАНИЕ № 4 – прорисовка в воздухе левой и правой рукой.
– Контроль над качеством выполнения, добиваться проговаривания движений руки.
– Рисование мелком на доске. Контроль над выполнением.
– Пальчиковая гимнастика “Метель”.
ЗАДАНИЕ № 5 – рисование на обоях:
• по точкам;
• самостоятельно.
Добиваться проговаривания движений руки – точка, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз…
Анализ выполнения.
ПСИХОГИМНАСТИКА
• – Какое настроение у людей, когда на улице дует сильный ветер и начинается метель? Почему? (Дети показывают с помощью мимики плохое настроение)
• А когда метель заканчивается, какое настроение у людей? Почему? (Показ с помощью мимики веселого настроения)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
Мы бежим с тобой на лыжах.
Снег холодный липнет мигом,
А потом на коньках,
Но упали мы – ах!
А потом снежки катали,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ “Игра в снежки” “рис. 4”
Раздаю детям снежки (кружки разного размера: 2 – больших, 3 – маленьких)
Предлагаю поиграть с ними, обращаю внимание детей на то, что снежки разные по размеру.
Предлагаю поиграть в игру “ Внимательные ушки”. Дети слушают задание.
Самостоятельная работа детей, сравнение с образцом, анализ выполнения.
ЗАДАНИЕ № 6 “Извилистая тропинка”
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, но в лесу нет прямых дорог, а лишь множество извилистых тропинок…
Выйти из леса мы сможем только тогда, когда правильно “сплетём” тропинки из проволоки; а помогут нам в этом штриховки (выставление образцов штриховки) “рис. 5”
Самостоятельная работа детей с проволокой.
ИТОГ. - Вот мы и вернулись в детский сад. Наше путешествие закончилось.
Чему же мы научились в лесу? (ответы детей)

0

5

Развитие графо-моторных навыков у детей-логопатов

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Работая в тесном контакте с учителями начальных классов, выяснилось следующее: дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми-логопатами и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,   недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Каким же образом можно развивать ручную умелость в детском саду? Этому способствуют такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, соленого теста и других материалов.
Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
С чем же я столкнулась на практике? У детей-логопатов слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, памяти, представления о пространственных признаках и отношениях. Проводя диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук:
• методика “Домик”, разработанная Н.И. Гуткиной;
• “дорожки” (по Л.А. Венгеру);
• исследования координации движений руки и глаз (монометрический текст);
• готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров);
• а также используя частично в своей работе методику М.М. Безруких, Л.Морозовой "Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет".
Я получила следующие результаты из 10 диагностируемых детей-логопатов (5–6 лет) по следующим параметрам:
• навык владения карандашом;
• графические навыки на уровне возрастных требований;
• ориентировка на листе бумаги;
• ориентировка в пространстве;
• знание основных цветов;
• владение ножницами;
• работа с пластилином, глиной, соленым тестом.
Действительно, проанализировав навыки и умения, я пришла к выводу, что у 92 % детей графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.
Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Считаю, что в этот период с детьми-логопатами необходимо проводить самомассаж рук и каждого пальца, от ногтя к основанию, начиная с 4-летнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Интересный самомассаж для рук предложен в журнале “Логопед” № 6, 2004, педагогом Н.С. Аммосовой.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.
На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):
1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации
Цель: формирование тонких, координированных движений рук.
В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Цели:
• научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.);
• научить остроте зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);
• следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);
• сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;
• находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов);
• учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;
• воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.
Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Мы знаем, что зрительные впечатления, эта информация перерабатывается в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У детей-логопатов затруднена именно эта способность обработки информации. Их необходимо научить “смотреть и видеть”.
3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку.
4. Формирование графических навыков
Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.
Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.
Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.
Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.
У ребёнка с речевым недоразвитием, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми младшего дошкольного возраста провожу простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”; ритмические круговые движения “Намотаем нитки”, “Соберем веревочку”; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка”. Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу.
Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.
В старшем дошкольном возрасте вводим работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей-логопатов укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки,   воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.
Работу строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей-логопатов, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков, упражнения для профилактики зрения, гимнастику для рук, общие рекомендации по организации работы по формированию графических навыков (Приложение 1). В процессе работы, поскольку коррекционную работу строю на основе тематического планирования, по любой теме нахожу благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретенных детьми-логопатами ранее. Составила подборку упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми-логопатами для самостоятельной работы и дома. Разработала перспективный план по подготовке руки к письму на основании поставленных задач (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей-логопатов, а также логопедического диагноза вносим корректировку. См. Приложение 2).
В процессе проделанной работы у детей-логопатов усовершенствовались зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, дети стали более свободно и уверенно пользоваться карандашом, меньше испытывают трудности при работе с ножницами, улучшились память, внимание, мышление.
Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой целенаправленной работе родители, с одной стороны и педагоги, с другой, решают очень важные задачи:
• влияние на интеллектуальное развитие ребенка,
• овладение навыком письма,
а решение этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

0

6

Развитие ребенка :: Детские развивающие игры
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо" >>>>

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.".

0


Вы здесь » Соционика плюс. » Педагогическая копилка. » Развитие моторики рук.


Создать форум ©