Мы воспринимаем окружающий мир по-разному, однако, все же можно
выделить три основных типа восприятия:
Визуальный (через картинки, виды, изображения);
Аудиальный (через звуки);
Кинестетический (через чувства).
Еси-тактилы
Максы-аудиалы
Гамы-кинетики
Жуки-визуалы.
Визуалы видят мир, аудиалы - слышат его, а кинестетики - чувствуют.
С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как
реагировать на все происходящее вокруг нас.Никто не воспринимает
реальность однобоко, с помощью лишь одного типа. Человек как бы
переключается с одного типа на другой и обратно в зависимости от
происходящего вокруг.
Визуалы:
Ваши слова визуалы сразу превращают в картинки. Если Вы выражаете
свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя
комфортно. У них - великолепная зрительная память. Они могут описать
вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко
запоминают цвета и формы. Если человек мыслит картинками, то она
изобилует словами зрительного восприятия типа: видеть, показывать,
демонстрировать, иллюстрировать, смотреть, отражать, ярко, ясно
и т.д.
Для визуалов большое значение имеет внешность. Помните об этом.
Если во время разговора следить за движением глаз собеседника,
можно точно определить его тип мышления. В процессе мышления
визуалы обычно смотрят в трех направлениях. Вверх-вправо, когда
думают о будущем и создают образы.Вверх-влево, когда думают о прошлом.
Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что
перед Вами размышляющий визуал).
В беседе наблюдать за движением его глаз: если взгляд устремлен вверх
и вправо, человек неискренен. Он думает о будущем, рисует в
воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о
том, что ему действительно говорили (то есть о прошлом), взгляд
будет направлен вверх и влево.Помогает наглядность и использование
пояснение с помощью рук.
Аудиалы:
Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков.
Аудиалы обращают внимание не столько на то, что Вы говорите, сколько
на то, как Вы говорите: на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для
речи аудиалов характерны такие слова, как: тон ("Не говори со мной таким тоном!"),
звучать ("Это звучит убедительно", сказать
("Скажи, эта идея тебе нравится?") и т.д. Аудиалы очень любят телефон.
А посему и налаживать контакты по телефону у них получается лучше, чем у
визуалов или кинестетиков.
Аудиалы зачастую склонны разговаривать сами с собой или бурчать себе
что-нибудь под нос. Это не признак шизофрении, это - способ решить
проблему через ее проговаривание вслух. Речь аудиалов отличается
размеренностью, ритмичностью и неторопливостью - осознанием каждого
слова, в отличие от речи визуалов, которые говорят высоким голосом
и дышат учащенно.
Когда аудиалы размышляют, их взгляд имеет несколько характерных
направлений: В сторону-вправо - размышляя о будущем.В сторону-влево
- вспоминая прошлое.В сторону-влево - вспоминая прошлое.
И... если, отвечая на Ваш вопрос о том, что было, аудиал устремляет взгляд вправо,
будьте уверены: он кривит душой! Подобно визуалу, оценивающему информацию
расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал "переваривает сказанное"
взглядом вниз-влево. Когда он смотрит в этом направлении, остановитесь, дайте
ему подумать! Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит.
Слова, носящие звуковую нагрузку (выделенные курсивом выше), дают
аудиалам знать, что Вы говорите на их языке, услышав их, аудиалы
расслабляются и открываются .
Кинестетики:
Эти люди воспринимают информацию преимущественно посредством
прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. Поэтому пользуются
своими своими ощущениями и, кроме того, очень быстро решают для себя,
нравится им человек или нет. Прежде чем довериться Вам, у них должно возникнуть
чувство, что они поступают правильно.
Речь кинестетиков изобилует словами, выражающими эмоции, чувства.
Чувствовать: "Я чувствую, тебя не слишком интересует предмет
разговора"; уловить: "Улавливаю твою мысль!";
потрясать: "Потрясающая идея!"и т.д.
Кинестетикам требуется больше времени, чтобы "прочувствовать"
решение, чем визуалам - нарисовать картинку, аудиалам - оценить звук.
Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более
продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника
"м-м-м", "э-э-э", "ну-у-у". Во время этих пауз они прислушиваются к
своим ощущениям, и когда определяются с ними, продолжают разговор.
Кроме того, кинестетики любят прикасаться к людям и вещам, часто
во время разговора вертят в руках какие-нибудь мелкие предметы.
Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того,
кинестетики наиболее чувствительны к температурным перепадам.
Если в комнате, в которой вы проводите деловую встречу, слишком
тепло или, наоборот, прохладно, часть аудитории просто не сможет
воспринимать информацию.Когда кинестетики пытаются определиться со своими
чувствами, их взгляд направлен вниз-вправо.
Правило "В разговоре с человеком пользуйся его словами" справедливо и для
кинестетиков.
С кинестетическим восприятием всё наиболее сложно и неоднозначно; из кинестетиков выделяют ещё две самостоятельные группы:
- густаторы - воспринимают информацию через вкус;
- олфакторы ("обонялы") - через запах.
Кроме того, есть ещё загадочный дигитал (или дискрет) - человек железной логики, строгого стиля и научного языка, зануда слегка, так вот бытует мнение, что дигитал - это просто тщательно закомплексованный кинестетик.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тактил-лингвик (Есенин, INFP).
Для тактил-лингвика важны не столько внешние проявления эмоций, сколько их глубокие причины, кроющиеся в характере человека, истории его духовной жизни, этической ситуации. Можно сказать, что его интересует целостная картина эмоциональной жизни людей и ее будущее развитие.
В проявлении своих эмоций ТЛ несколько [аристократичен]. Он улыбается тогда, когда считает нужным, когда к этому обязывают ситуация и принятая им для себя система этики. В проявлении своего настроения, силе и глубине воздействия на других людей тактил-лингвик стремится к совершенству и умеет стать любимцем публики, не отказывающим окружающим в эмоциональной помощи и поддержке. Критику за неуместность эмоций заслуживает редко, но если такое случилось, ему становится очень неприятно.
Гораздо более спокойно воспринимаются им замечания по поводу времяпровождения. Создательница соционики как-то заметила, что человек такого типа обращается со временем [как с большим и сладким пирогом]. Сравнение хорошее. ТЛ действительно обращается со временем свободно, с легкостью и удовольствием делая его интересным и приятным. Представители этого типа обычно даже не предполагают, что времени может не хватать.
В отличие от тактил-сциентика, тактил-лингвик информирован не столько о логике происходящего, сколько о его эмоциональной обусловленности. Взгляд такого человека устремлен в будущее, и он великолепно предчувствует те изменения, которые произойдут в морали и настроениях общества и отдельных людей. Особенно хорошо и верно он предчувствует положительные изменения. Если гактил-сциентик в своем кругу выступает в роли [мрачного прорицателя], озабоченного тем, как предотвратить грозящие неприятности, при этом будучи не совсем уверенным в том, что это возможно, то ТЛ-это [пророк оптимистичный], видящий будущее светлым и показывающий, как к этому светлому стремиться. Деятельность обоих типов одинаково необходима для общества: ведь умение избегать опасности не менее полезно, чем умение достигать хорошего.
Тактил-лингвик знает, для чего и когда пришло время. Но тактил-сциентик предпочитает убеждать, а тактил-лингвик-уговаривать. Социальная роль тактил-сциентика-в регулировании объективной истории человечества, а тактил-лингвика-субъективной. Как пример можно привести поэтов Максимилиана Волошина (ТС) и барда Александра Дольского (ТЛ).
* *
Читать как беллетристику книги по медицине и кулинарии могут только два типа: тактил-лингвик и тактил-сциентик. Женщины-тактил-лингвики способны изучать журналы мод с огромным вниманием, как детективный роман, но при этом совершенно ничего не примеряя на себя-[платонически].
Чтобы решать вопросы ощущений, самочувствия, быта. здоровья, ТЛ необходима возможность обсуждать их с другими, читать литературу соответствующего содержания, а время от времени пользоваться и прямой поддержкой. По этим вопросам тактил-лингвик не будет спорить с другими: ему трудно быть уверенным, но сама возможность порассуждать на эту тему весьма важна. Достижения в этих областях довольно хрупкие, и поэтому он не любит тех, кто портит окружающий быт и комфорт: ему очень трудно их восстанавливать.
Чем богаче жизнь этого типа ощущениями, тем выше двигательная активность. Но в проявлении своей активности он очень осторожен. ТЛ может мечтать о том, как он будет много работать и много знать, но за практическую реализацию своих мечтаний берется крайне редко. Критику за ошибки в работе, за нерациональность и неэстетичность движений воспринимает болезненно, и это часто приводит его к бездеятельности. Впрочем. критика за ничегонеделание тоже малоприятна. Но выделиться неожиданной деловой активностью тактил-лингвику совершенно невозможно. Только если окружающие ждут-не дождутся, когда он возьмется за работу, и заранее известно, что ему за это только спасибо скажут, ТЛ постарается действовать максимально эффективно. Кстати, поэтому ему неприятно оказываться в ситуации. когда люди ожидают от него разной работы в одно и то же время.
* * *
Для тактил-лингвика характерно стремление оградить свои вещи от других людей. Обязательно должны быть свои ложка, чашка, полотенце и т. п. Есть стремление и к физической неприкосновенности, независимости. Поэтому он, например, очень не любит, когда к нему прикасаются посторонние. То же проявляется и в желании выдержать некоторую дистанцию между собой и другими людьми. ТЛ стремится быть все время хорошо и прилично одетым, даже если это студент, едущий [на картошку]. Впрочем, это стремление далеко не всегда реализуется. К тому же причесанный и в отглаженном с утра костюме тактил-лингвик может к полудню оказаться растрепанным и помятым и сам этого не заметит. Точно так же плохо он видит внешнее состояние других.
ТЛ важно осознавать, что его внешние данные интересны окружающим, то есть не обойдены вниманием его красота, одежда, сила и энергия. Если ситуация в этом смысле далека от желаемой, тактил-лингвик может стать неряшливым, расхлябанным, апатичным или наоборот-излишне напряженным. Самостоятельно (без помощи со стороны других людей) слишком тяжело поддерживать на высоком уровне свои внешние качества. Поскольку в каком-то количестве эта помощь, корректировка присутствует почти постоянно, тактил-лингвик обычно умеет себя обеспечить в смысле формы и качества имеющихся у него вещей или, по крайней мере, легко учится этому.
Разбираться в том, какие объективные отношения существуют в окружающем мире, тактил-лингвику, как правило, совсем не хочется, а если приходится, то делает он это с большим трудом. А. Аугустинавичюте приводит типичное для этого типа высказывание: [Если хотя бы раз кто-нибудь расположил в моей квартире все по местам, тогда бы я уже знал, где чему место].
Еще меньше, чем разбираться в объективных отношениях, тактил-лингвик любит их регулировать. Ему больше нравится, когда кто-то делает это за него. Автор соционики писала по этому поводу: [Правила, законы и инструкции, которых в своей практике отношений с объектами и субъектами придерживается этот человек, напоминают берега речки, в которых она смирно течет].
ТЛ очень нуждается в уважении других людей, стремится к нему и добивается его. Происходит это иногда несознательно, но в кругу людей, среди которых он не пользуется должным авторитетом, он чувствует себя плохо.
* * * *
То хорошее, что есть в его характере, культуре и воспитании, ТЛ совершенно не стремится ни скрывать, ни навязчиво демонстрировать. Проявление этих качеств согласуется с требованиями общества, принятыми в нем стандартами, но в русле этих требований тактил-лингвик, как правило, достигает максимального результата. Воспитание и способности других людей его обычно мало интересуют и не являются критериями оценки. Его, пожалуй, чаще [тянет] к необычным людям. Вероятно, это объясняется даже не столько неординарностью их характера, сколько стремлением продемонстрировать свое умение налаживать личные отношения. Общаться и быть приятным этот тип действительно умеет, и не без оснований считает, что может при желании поддерживать на должном уровне отношения с любым человеком. Этим своим замечательным умением постоянно пользуется и гордится им.
Наблюдать конфликт между людьми (особенно между близкими) тактил-лингвику неприятно. Если предотвратить подобную ситуацию не удалось, ТЛ начинает себя чувствовать слабым и беспомощным. Поэтому старается гасить ссору в зародыше и поддерживать вокруг себя этику отношений на максимально возможном уровне, что ему обыкновенно и удается.
Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-продактик, визуал-трейдик, визуал-сциентик, аудиал-продактик и кинето-продактик.
Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культурно-просветительская, литература и гуманитарное образование, театр.
---
Источник: Р.К. Седых. Информационный психоанализ.