Соционика плюс.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Соционика плюс. » Педагогическая копилка. » Детские страхи.


Детские страхи.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Действительно ли страх – это отрицательная эмоция, травмирующее детскую душу чувство, от которого необходимо избавляться во что бы  то ни стало? Психологи утверждают, что страх – это очень важная защитная реакция. наш мозг суммирует накопленный опыт, и в случае опасности мгновенно передает тревожный сигнал: наша жизнь и благополучие под угрозой.  Страх гонит нас прочь от источника опасности, например, бушующего пламени или разъяренной собаки; удерживает нас от безрассудных поступков, например, от хождения по бревну над бездонной пропастью без реальной  на то необходимости.

Это – нормальный страх, без которого наша жизнь подвергалась бы постоянной опасности. Но есть иные страхи, патологические. если в норме страх возникает как реакция на какую-то ситуацию, то патологический сопровождает человека неотступно. Особенно подвержены патологическим страхам дети. Патологические детские страхи способны настолько  сильно завладеть сознанием, психикой и поведением ребенка, что он уже не в состоянии думать ни о чем другом. Малыш пытается оградить себя от них различными  непродуктивными ритуалами: начинает подмаргивать, подкашливать, подпрыгивать, дуть на руки и т.д..

В особо тяжелых случаях могут появиться дополнительные симптомы: энурез, заикание, тупиковые движения (раскачивание на четвереньках, сосание большого пальца и др.) Разумеется, что в таких случаях требуется помощь специалиста, и о положительном смысле переживаемых ребенком эмоций речи не идет.

Существуют возрастные особенности детских страхов. Так, малыши до 1 года боятся громких неожиданных звуков (шум работающего пылесоса, громкий смех, крик). В возрасте 7 - 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми взрослыми (малыш научается отличать круг родных от чужих людей). Двухлетние дети, как правило,  боятся медицинских работников, что связано со страхом причинения боли (уколы, болезненные осмотры). Детей 3 - 4 лет пугает темнота и замкнутое пространство. Страх смерти особенно актуален в возрасте 5 - 6 лет и выражается в боязни страшных сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча и др.) Вообще страх смерти сопровождает человека на всем пути взросления и становелния его личности. Для младших школьников нет ничего страшнее чем «быть не тем, кого ценят»: они боятся опоздать в школу, потерять любовь и заботу значимых взрослых.

Как же предупредить развитие детских страхов?

Во-первых, если Вы сами чего-то боитесь, страйтесь не демонстировать свой страх при малыше, чтобы не передать ему это чувство, ведь дети очень восприимчивы. Не стоит постоянно упоминать, что в мире бушуют страшные и смертельные заболевания, бок о бок находятся жестокие насильники и убийцы и пр.

Во-вторых, не следует разрешать смотреть фильмы и телепередачи (так называемые «ужастики») в целях закаливания детской психики. Таким образом вы только поселите в душевном мире ребенка ужас и панику, чувство беззащитности, поскольку малыши еще не четко различают мир фантастических персонажей и реальный мир.

В-третьих, не стоит брать себе в союзники в процессе воспитания страшных героев, запугивая ребенка сердитым милиционером, дядькой с мешком, Бабой Ягой. Так Вы сами порождаете многочисленные страхи, с которыми потом будете усиленно бороться, при этом воспитательный эффект часто равен нулю (ребенок все равно не ест кашу или не заснет быстрее).

Наконец, в сложных ситуациях, таких как развод, появление нового наследника в семье, переезд к малознакомым родственникам на длительный срок, обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша – в неблагоприятных случаях он может бессознательно использовать страх, чтобы привлечь  к себе внимание значимых взрослых.

Что же делать, если малыша мучают страхи? Прежде всего, постарайтесь создать такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная и внимательная, ласковая мама, дарящая тепло и уют, и папа, излучающий стабильность и безопасность – лучшая защита от детских страхов. Убедитесь, что режим сна и бодрствования малыша соответствует возрасту, что в течение дня он получает достаточно ярких положительных впечатлений. 

Кроме того, существует множество методик, помогающих малышу справиться со страхами. Психологи в качестве терапии часто называют своеобразный прием – прием эмоциональных качелей. Так, подбрасывая маленького ребенка вверх, а затем подхватывая его на руки, Вы реализуете именно этот прием – контраст отрицательных эмоций (кратковременный испуг) и положительных переживаний.

Если ребенок боится темноты, посоветуйте ему забежать в темную комнату на одну секунду, а затем вернуться в ярко освещенное пространство. Постепенно, раз за разом, время пребывания в темной комнате можно увеличивать. Однако инициатива должна исходить исключительно от самого ребенка. По возвращению к Вам, малышу необходимо получать положительные подкрепления его поведения (похвала, гордость за него).

Можно сделать исключение, и как-нибудь поздним вечером посидеть вместе с ребенком в темной комнате под столом или кроватью. Возьмите в руки фонарь и покажите малышу, что пугающие его чудища – это всего лишь очертания стула или шкафа, принявшие непривычный вид в темноте.

И конечно, в любом случае поможет телесный контакт  - обнимите ребенка, даже повзрослевшего, покачайте его в своих объятиях, поцелуйте, сделайте мягкий расслабляющий массаж.

Если ребенок боится сказочных персонажей, необходимо объяснить и показать на примере, что абсолютно злых героев не существует: Баба Яга может в печь отправить, а может и дорогу подсказать; Волк съесть, а в другом случае сослужить верную службу и т.д. Существуют приемы психогимнастики, с помощью которых ребенок проигрывает эмоции, которые испытывает «злой» и «добрый» страшный персонаж (включаются элементы дыхания, соответствующей мимики, пантомимики).

Можно проиграть театральные этюды, сюжеты которых будут соответствовать страхам Вашего малыша. Например, ребенок боится грозы. Придумайте историю о мальчике/девочке, которые оказываются дома одни во время разыгравшейся стихии. Опишите конкретно чувства героя-ребенка (трясется от страха, стучат зубы, выступает пот и т.д.). Но неожиданно возникает некий персонаж, которому требуется помощь. Может быть, маленький щенок скребется в дверь и скулит, просясь в дом. Мальчик/девочка не решается вылезти из-под одеяла в кровати (подробно акцентируется борьба противоположных чувств), но, наконец, жалость берет верх и он/она,  собрав все свое мужество, открывает дверь. Опишите чувство гордости, переполняющее ребенка, победившего свой страх, а также эмоции признательности продрогшего щенка. Пусть ребенок совместно с Вами проиграет сюжет, побывав во всех ролях этой истории.

В особых случаях, когда ребенок испытывает довольно сильный страх, можно порекомендовать нарисовать пугающее чудище или страшную ситуацию, а после этого торжественно сжечь изображение на подносе, развеяв пепел прямо на глазах у малыша (можно повторять процедуру столько раз, сколько это потребуется).

Если ребенок не в состоянии определить точно, что именно его пугает, предложите  ему нарисовать свой страх, а после этого побеседуйте с ним, расспросите его о том, что у него получилось. Вопросы могут быть такими: А какого он цвета? Где живет? На какую часть тела похож (или в какой части тела он живет)? Есть ли у него вкус? Запах? Почему он пугает людей? Как можно с ним справиться?

Такие вопросы помогут дифференцировать эмоции, которые испытывает ребенок, выявить настоящий объект детского страха, а также найти способы коррекционной работы, необходимой малышу.

Если ребенок отказывается под любым предлогом изобразить свой страх, это свидетельствует только о том, что эмоция слишком сильна и глубока. Не расстраивайтесь, продолжайте проигрывать лечебные этюды и время от времени возвращайтесь к попыткам нарисовать его.

0

2

Как распознать источники детских страхов и помочь ребенку перестать бояться
«Все мы родом из детства…» – сказал Экзюпери. Оттуда же и большинство наших страхов. Страх – это естественная эмоция, свойственная всем людям, такая же, как радость, изумление, восторг. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. 

Причин этому несколько: 

- излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку. Иногда дети могут привыкнуть к повышенной тревожности родителей и воспринимать ее как фон, не более. Но чаще происходит по-другому, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов. 

- гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов. В этом отношении особенно уязвимымы единственные дети в семье.

-запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят » Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам». Самое интересное, что потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары. Ребенка нельзя пугать, к сожалению, многие родители об этом забывают. 

- большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье. 

- невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания. 

- травмирующие ситуации. Испуг, испытанный ребенком, может стать причиной появления страха. Например, даже небольшая собака своим лаем может напугать ребенка так, что он будет бояться собак много лет. 

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется. Для каждого периода жизни ребенка, есть свои характерные страхи.

Страхи могут начать формироваться еще во внутриутробном периоде. Негативные эмоции матери вызывают выброс большого количества стрессовых гормонов в кровь, гормоны, попадая через плаценту в кровоток ребенка, могут вызывать его беспокойство. Поэтому предупреждением детских страхов необходимо заняться еще до рождения малыша. Необходимо помнить, что беременность не время для выяснения отношений, построения карьеры и напряженной работы.

Следующий период формирования страхов – возраст до 1 года. С 7 месяцев ребенок уже хорошо отличает маму от других взрослых и испытывает беспокойство, если ее нет рядом.

Возраст с 7 до 18 месяцев – так называемый период сепарации – не лучшее время для возвращения матери на работу. Если работать необходимо, то лучше это начать после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, в этом возрасте уменьшается беспокойство от разлуки с мамой. В 8 месяцев появляется отчетливый страх чужих людей, в этот период жизни важно ограничить контакты ребенка с незнакомыми людьми. Описаны случаи сохранения страха перед незнакомыми людьми на всю жизнь только потому, что ребенок в 8 месяцев остался надолго без матери, например в больнице, в окружении чужих людей.

От 1 до 3 лет – возраст, когда ребенок отделяет свое «я» от личности матери. В этом возрасте он требует все большей самостоятельности. Именно на это время приходится известный кризис третьего года. Если предоставить ребенку относительную свободу и дать возможность выбора, то уровень тревожности не будет расти, соответственно, будет меньше поводов для появления страхов. Согласно проведенным исследованиям, основные страхи детей от 1 до 3 лет: страх неожиданных звуков, боязнь уколов, страх одиночества. В этом же возрасте может появиться страх перед засыпанием, связанный с появлением кошмарных сновидений. Если в семье царит здоровый микроклимат, семейные роли распределены правильно, ребенку уделяется достаточно времени и дается достаточно самостоятельности, то такие страхи не сильно выражены и быстро сходят на нет. 

Возраст 4-6 лет самый благоприятный возраст для развития детских страхов. Основные страхи, характерные для данного возраста: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Темнота пугает детей своей неизвестностью, ребенок боится чудовищ, которые там могут быть. Это может быть Баба – Яга, ведьмы, страшные животные, персонажи мультфильмов. В этом возрасте ребенок часто просит оставить в спальне горящий ночник, не закрывать плотно дверь на ночь. В этом возрасте огромное значение приобретает возможность общения ребенка со сверстниками. Ребенок, имеющий возможность играть с другими детьми меньше подвержен различным страхам.

В возрасте 6-8 лет на первое место выходит страх смерти или его аналоги: страх потеряться, страх быть съеденным медведем или волком, страх заразиться и заболеть, страх высоты. Детей могут преследовать кошмарные сновидения, связанные с собственной смертью или смертью родителей. В этом возрасте не рекомендуется надолго оставлять детей и проводить болезненных манипуляций или операций, если возможно. 

Для возраста 9-12 лет характерны следующие страхи: боязнь не оправдать ожидания родителей и учителей, это особенно характерно для детей с повышенным уровнем тревожности, страх быть не таким как все, страх стихийных бедствий, мистических знаков (вера в приметы, в роковую силу числа "13"), также актуальным остается и страх потери родителей. Чтобы уменьшить уровень тревожности, родители не должны сравнивать их с другими детьми, предъявлять к ним завышенные требования, необходимо поощрять самостоятельное выполнение школьных заданий, а не стремится выполнить их вместо ребенка.

В подростковом возрасте могут развиваться навязчивые страхи (фобии) и навязчивые сомнения. На первое место выходят следующие страхи: страх сделать что-то смешное или нелепое, страх замкнутого пространства, могут появиться неврозы навязчивых действий. Как правило, появлению фобии предшествует эпизод реальной неудачи, а страх его повторения делает переживания болезненными. Сомнения у подростков могут возникать по-поводу внешности, она им кажется уродливой, по-поводу их способности нравиться сверстникам противоположного пола, им кажется, что их никто не любит и не может полюбить. Эти страхи больше выражены в семьях, где родители отличаются излишней принципиальностью и педантичностью, не прощают детям малейших ошибок.

Как же помочь детям справиться со своими страхами? Несколько советов родителям: 

1.Не пугайте ребенка. 

2.Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки». 

3.Не оставляйте ребенка одного, если обстановка ему не знакома или в ней возможно внезапное появление травмирующего фактора, например собаки. 

4.Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и »Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее. 

5.Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его. 

Коррекционные методики для преодоления детских страхов:

1.Игры:
-одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте. 
-игра в «Тоннель». Создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по-очереди пытаются их преодолеть. Используется при боязни замкнутого пространства. 
-игра «Коридор», дети и взрослые образуют как-бы коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача ребенка быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят». Помогает преодолеть страх перед животными, перед внезапным нападением. 
-игра «Кочки». Расставляются стулья так, чтобы ребенок одним шагом мог перейти с одного стула на другой. Цель: дойти по “кочкам” до финиша. Если кто-то оступился, «упал в воду», необходимо подняться и идти дальше. После того, как все преодолеют препятствие, игра усложняется, за стульями становятся взрослые и дети и говорят: «Ты не сможешь!», «У тебя не получится!». Следующий этап, когда игроку начинают мешать преодолеть препятствие: резкими выпадами, неожиданными нападениями. Игра позволяет преодолеть страх глубины и неуверенность в собственных силах. 

2.Рисование страхов. Ребенка просят нарисовать то, чего он боится. Лучше, если задание будут давать не родители, а авторитетный взрослый. Не надо бояться того, что при рисовании страхи на какое-то время становятся более реальными, это первый шаг по их преодолению. Дальше ребенок должен рассказать о своем страхе, если ребенок не боится это сделать, то это уже большой успех. Потом взрослый забирает рисунок, как бы берет страх себе и закрывает его. 

3.Весьма эффективными в преодолении страхов являются ролевые игры. Особенно актуальны они, если ребенок боится какое-то животное, сказочного персонажа или кого-то из людей, например врача. Лучше, если сначала ребенок играет, изображая например, собаку, а взрослый его боится, потом они меняются местами. 

4.Преодоление страхов через сказку. Лучше, если это будет сказка, придуманная одним из родителей ребенка, которые знают о его страхах. Сюжет простой: зайчик (мышонок, цыпленок…) боится волка (оставаться один, темноты…), потом каким-либо образом он преодолевает свой страх.

Теперь поговорим о конкретных страхах и путях их преодоления.

Страх животных или крупных насекомых.
Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок, на которых изображено животное, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно начинать читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап – мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком. Важно не спешить, если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее.
Страх врачей.
Преодоление страха можно начать с чтения сказки о докторе Айболите и обсуждения этой сказки. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом они меняются местами. Еще раз повторю, очень важно никогда не пугать ребенка врачами и больницей. Перед посещением врача, особенно, если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать ребенку, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее. В противном случае, кроме испуга и боли ребенок испытает разочарование от обмана.
Страх темноты.
Хороший эффект оказывают игры. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как-будто они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте. Можно разнообразить игру в прятки таким образом, чтобы прятались не люди, а игрушки, т. е. взрослый прячет игрушки в разных комнатах, в одной из них погашен свет, а ребенок должен их найти. Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.
Боязнь чудовищ, привидений, монстров.
Прежде всего – игротерапия. Попробуйте подружиться с источником страха. Помните мультфильм «Крошка Енот»? Не пытайтесь воевать с ним, это только усилит напряжение ребенка. В крайнем случае можно использовать «Волшебный Спрей» (флакон с распылителем термальной воды, на который вы приклеиваете бумажку с соответствующей надписью). Научите ребенка САМОГО «пшикать» на окно (страшная сова), под кровать (приведение, Баба-Яга ) и т.д. Используйте также рисование, чтобы выявить страх и справиться с ним. 

Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, в них нет ничего патологического, если они не носят затяжной характер и не мешают ребенку взрослеть и адоптироваться к жизни. В большинстве случаев консультация детского психолога не требуется, а все, что нужно вашему ребенку, чтобы страхи остались позади, – это ваше внимание и ваша любовь.

0

3

Страхи - непременное сопровождение нашей жизни. Страхи бывают разные: большие и маленькие, цветные и черно-белые, детские и взрослые… Диапазон их необычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Не даром есть старинная русская поговорка "У страха глаза велики".

Сегодня мы поговорим о тех детских страхах, которые можно условно назвать «типичными» для малышей и дошколят.

У детей до года страх может выражаться в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.

Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными. До года ребенок просто не способен оценить уровень возможной опасности. Некоторые страхи имеют в основе своей полученный ребенком горький опыт. Однажды укушенный собакой ребенок, может всю жизнь панически бояться собак. Из этого не следует, что детей нужно всеми способами оберегать от возможных потрясений и проявлений жизни: опыт отрицательный – тоже опыт, причем иногда он усваивается даже лучше, чем положительный. С другой стороны, есть вещи, о которых нужно знать, но личный опыт может оказаться опасным. Так, вы учите ребенка опасаться движущегося транспорта, и ребенок усваивает эту науку без попыток проверить ваши слова на деле.

Страх приучения к горшку (возраст: 2-3 года)

Проявления: в этом возрасте ребенок уже довольно ясно представляет свое тело и ощущает себя его владельцем. Поэтому некоторых малышей пугает, когда моча или кал, которые ребенок считает частью себя, уносятся в канализацию с потоком воды.
Что делать: конечно, не возвращаться к одноразовым подгузникам - малыш может воспринять отступление назад как - "ты еще маленький" и это лишит его уверенности в своих силах. С другой стороны, помогите ребенку подружиться с горшочком, усаживая на него мишек и кукол, позволяя вволю играть с ним и т.д. В некоторых случаях бывает достаточно обзавестись горшком с крышкой и не спешить выливать его содержимое в унитаз немедленно. Через какое-то время попробуйте снова предложить малышу справлять нужду в туалете, как взрослые.

Боязнь купания (возраст: 2-3 года)

Проявления: с этой проблемой сталкиваются многие родители, – малыш ни в какую не хочет отправляться в ванную. Те, кто еще недостаточно умеет выразить свои чувства словами, просто начинают рыдать при первом же контакте с водой. Плавательный бассейн или море могут вызвать у ребенка такую же реакцию. Дети боятся не воды – их пугают ее свойства.
Что делать: будьте последовательны, но не спешите. Предложите малышу самому отобрать игрушки для ванночки, придумайте несколько забавных игр с водой (водяная мельница, кораблики, чаепитие с игрушечной посудой). Если ваш ребенок боится воды, не спешите учить его плавать, следуйте за малышом, а не тяните его насильно вперед. Запишите ребенка на курс плавания, но не бросайте его в воду, полагая, что дети способны обучиться самостоятельно.

Боязнь клоунов и масок (возраст: 3-4 года)

Проявления: в этом возрасте бурно работает фантазия, неудивительно, что ребенок пугается внезапно тянущегося к нему инопланетянина, даже если под маской скрывается его приятель. Больше всего страшат образы чудовищ и животных, реже – смеющиеся и забавные персонажи (если только они не исполинского размера).
Что делать: главное, сами вы не бойтесь водить своего ребенка на маскарады и представления. Лучше попросите хорошо знакомого ребенку человека надеть маскарадный костюм, а затем снять маску, чтобы малыш убедился, что ничего страшного под нею нет.

Страшные сны (возраст: 3-5 лет)

Проявления: увидев во сне кошмар, ребенок может бояться ложиться спать вообще. Он всячески оттягивает этот момент, просит посидеть еще немножечко с вами, попить, в туалет, еще одну сказочку (ну, пожалуйста-а-а!), еще один поцелуйчик. Эти вечерние церемонии способны вывести из себя даже самого многотерпеливого родителя.
Что делать: поговорите с ребенком о снах, особенно о страшных снах. Попробуйте (уже лежа в постели) вместе придумать хороший сон, и «закажите» его. Для этого можно хороший сон нарисовать или написать записку о нем и положить «заказ» под подушку.
Во многих сказках фигурируют злые персонажи, такие сказки на ночь (да и днем тоже) лучше впечатлительным детям не читать. Хорошо помогает оставленный на ночь слабый свет или игрушка-защитник (медвежонок, собака и т.д.).

Страх перед грозой (возраст 3 -5 лет)

Проявления: а вы сами не боитесь раскатов грома и вспышек молний? Особенно ночью? А теперь представьте, что вы впятеро меньше и не знаете, что это за страшные звуки и жуткие мерцания… Правда, страшно?!
Что делать: вряд ли можно доступно объяснить трехлетке природу небесного электричества. И не нужно, просто утешьте его и скажите, что все люди чего-нибудь да боятся. А если гроза приключилась ночью, позвольте ребенку спать, на сей раз, с вами или посидите с ним, пока снова не уснет.

Боязнь чудовищ (возраст: 3-5 лет)

Проявление: о буйной фантазии в этом возрасте мы уже упоминали. Под кроватью, в шкафу и за занавеской может скрываться страшилище, и не пытайтесь переубедить ребенка в этом. Утром чудовища там может и не быть, но чем темнее за окном, тем скорее ваш фантазер начнет его представлять.
Что делать: сказать, что никаких чудищ в природе не существует, легче легкого. Намного труднее научить ребенка справляться со своим страхом. Попробуйте придумать сказку, в которой ваш ребенок (в образе храброго и сильного богатыря Мишутки) побеждает и наголову разбивает всех страшилищ и врагов вообще. Иногда помогает опрыскивание комнаты из пульверизатора, вода в котором подкрашена пищевым красителем и называется секретным составом против всякой нечисти. Снабдите свое дитя на ночь каким-нибудь смешным оружием. Думаю, вы поняли: вся идея в том, чтобы страшные плоды детской фантазии превратились в смешных и забавных персонажей. Юмор и еще раз юмор, вот главное оружие в борьбе с чудовищами и пришельцами.

Боязнь темноты (возраст: 3-5 лет)

Проявления: читай выше. Ясное же дело, в темноте чудовища так и кишат.
Что делать: купить ночник и не закрывать дверь детской.

Страх перед детским садом (возраст: 3-6 лет)

Проявления: к трем годам ребенок начинает замечать, что мир не сошелся клином на маме с папой. Нежелание идти в сад может быть вызвано разными причинами: неприязнью к воспитательнице, ситуациями, с которыми ваш малыш не умеет справиться самостоятельно, плохими отношениями с другими детьми и даже одиночеством среди шумного коллектива. Какое-либо неприятное событие тоже может породить стойкий страх.
Что делать: для начала попробуйте узнать, что пугает ребенка – кто-то из детей, воспитательница или занятия в саду. Разговорить ребенка удается не всегда, поэтому попробуйте поиграть в ролевую игру: пусть ребенок будет воспитательницей, а вы – им самим. Расспросите педагога о жизни вашего малыша в детском коллективе, узнайте, кто его друзья, может, кто-то из детей дразнит его или даже бьет. Подумайте, возможно, какое-то событие переменило жизнь у вас дома? Если ничего особенного не происходит, а отказы идти утром в садик продолжаются, стоит обратиться к детскому психологу.

Боязнь животных (возраст: 3-6 лет)

Проявления: дети нередко боятся животных, особенно собак. Возможно, ребенок в прошлом был напуган и даже укушен животным, а может, он подражает поведению кого-то из членов семьи. Родители, а особенно бабушки, часто открыто демонстрируют свой страх перед собаками. Иногда страх ребенка вызван вполне логическими причинами – огромного ротвейлера кто угодно испугается.
Что делать: убедитесь, какова природа возникновения страха. Боязливой маме придется набраться мужества и продемонстрировать приязнь (или хотя бы безразличие) к собакам. Не заставляйте ребенка дотрагиваться или подходить к зверю, если малыш не хочет. Но попробуйте познакомить его с дружелюбной собакой или спокойным котом в доме ваших друзей. Сходите в зоопарк, почитайте книги о животных. Радикальный метод – взять на воспитание щенка или котенка.

Боязнь страшных сцен в фильмах (возраст: после 3 лет)

Проявления: ни один кошмарный сон не сравнится по своему воздействию со сценами, в изобилии поставляемыми нам телевидением. Даже многие мультфильмы наполнены злыми чудовищами, не говоря уж о многочисленных детективных сериалах и кадрах в программах новостей. Психологи по сей день не знают, насколько подобные зрелища отразятся в будущем на поведении детей: то ли закалят их перед трудностями жизни, то ли нанесут серьезный моральный урон развивающейся психике.
Что делать: поинтересуйтесь, что смотрит ваш ребенок сегодня и каждый день. Посидите с программой передач и определите (учитывая интересы малыша, конечно), что и когда ребенок может смотреть. Если же ваше дитя все равно увидело нечто пугающее, обсудите ситуацию с ним и объясните, что страшные персонажи или события существуют только внутри телевизора. «А что бы ты посоветовал страшилищу, чтобы оно стало добрым и перестало пугать и вредничать?»

Страх за членов семьи (возраст: после 3 лет)

Проявления: многие родители предпочли бы не посвящать детей в семейные беды – болезни, смерти или разводы среди близких людей. Но это может дать обратные результаты: услышанные где-то недомолвки становятся почвой для бурной работы детской фантазии, и вот уже ваш ребенок вообразил себе невесть что. Дети часто представляют, что несчастье знакомых могло произойти и с их отцом или матерью – что может быть страшнее!
Что делать: постарайтесь быть откровенны с ребенком, только излагайте события в доступной ему форме. Иногда бывает полезно посоветоваться с психологом, прежде чем посвящать малыша в подробности трагического события.

Страх смерти (возраст: 5-6 лет )

Проявления: в этом возрасте ребенок впервые способен постичь разницу между жизнью и смертью. И это открытие может сильно напугать впечатлительного малыша. Иногда этот страх вынуждает его отказываться идти спать из опасений, что наутро можно и не проснуться. Если кто-то из близких умрет вследствие недуга, маленький ипохондрик начинает думать о худшем, заболев гриппом. И вообще, ребенок начинает размышлять о возможной внезапной смерти родителей, ведь он пока не совсем представляет, что такое статистика и насколько велика опасность такого события.
Что делать: к сожалению, доводы логики не всегда оказывают на детей должное воздействие. Попробуйте объяснить, что дети обычно не умирают, это случается со старыми, даже очень старыми и больными людьми. Расскажите, что вы стараетесь сделать все, чтобы жить как можно дольше. Можно добавить, что после смерти тела душа человека не умирает, а… Что происходит потом – не знает никто, но если вы можете утешить малыша, таким образом, то почему бы не попробовать.

0


Вы здесь » Соционика плюс. » Педагогическая копилка. » Детские страхи.


Создать форум ©